Поиск
28 марта 2017 г. ..:: Проекты  » Конфессиональные культуры ::..   Вход
theta


Конфессиональные культуры России и Армении в начале XXI века: типологические и генетические аспекты. 2014 – 2015


Поддержан грантом РГНФ № 14-21-20002.



Описание проекта

Современный период мировой религиозной истории, который иногда называют «пост-секулярным», характеризуется существенными изменениями роли религии в публичной и частной жизни, специфическими трансформациями традиционных религиозных практик, переопределением взаимных отношений между религией, политикой и наукой. Применительно к пост-советским обществам трансформация социальной роли религии выражается, помимо всего прочего, в (ре)конструировании национальных / этнических религиозных идентичностей, формировании новых типов урбанистических религиозных практик, сочетающих традиционные и инновативные типы поведения, ритуалы, запреты и предписания. Во многом эти изменения повседневной религиозной культуры обусловлены «приватизацией» религии (если пользоваться терминологией Х. Казанова).
Подобная «локализация» и «национализация» религиозных культур в постсоветском контексте отчасти обусловила методологические тенденции в этнографических и социально-антропологических исследованиях современных религиозных процессов: как правило, исследователи занимаются изучением национальных «религиозных ландшафтов» или отдельных национальных церквей или конфессиональных традиций. Проблема межнационального и межгосударственного взаимодействия постсоветских религиозных культур обсуждается учеными значительно реже. Настоящий проект призван заполнить эту лакуну применительно к этноконфессональным взаимосвязям России и Армении в начале XXI века.
Основная задача проекта – исследование взаимных связей и типологических соотношений религиозных культур России и Армении в наши дни. Для сравнительного анализа предполагается выбрать конфессиональные сообщества, имеющие транснациональный характер (в частности, конгрегации евангельских христиан-пятидесятников), а также этноконфессиональные диаспоры, поддерживающие контакты со своими единоверцами в других странах (общины субботников, молокан и православных на территории Армении и России; общины Армянской апостольской церкви на территории России).
Методика планируемых исследований подразумевает выявление и анализ специфических форм конструирования религиозной и этнической идентичности (нарративная, символическая, предметная и т.п.); выявление и описание устойчивых дискурсивных топосов и категорий, характерных для развития различных религиозных культур; исследование форм и способов межкультурного и межконфессионального взаимодействия; выявление и описание традиционных и инновативных форм религиозных практик (структура и типология богослужения, ритуалов жизненного цикла, календарных и окказиональных обрядов, почитание священных предметов и локусов и т. п.); фиксацию и анализ специфических форм нарративной культуры, связанных с религиозными практиками (пророчества, видения и т. п.).
Результаты проведенных эмпирических исследований позволят сформировать целостную и детальную картину современной типологии религиозных культур в России и Армении.
Проект рассчитан на двухлетний период (2014-2015 гг.)и осуществляется при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 14-21-20002).

Российские участники проекта

Руководитель:
Д.ф.н , ведущий сотрудник ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, проф. Санкт-Петербургского государственного университета Александр Александрович Панченко

Исполнитель:
К. ист. н., научный сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге Александр Леонидович Львов

Армянские участники проекта

Руководитель:
К.ист.н., ассистент-преподаватель кафедры культурологии Ереванского Государственного Университета Юлия Антонян

Исполнители:
К. ист. н., научный сотрудник Института Этнографии и Археологии АН АР, преподаватель кафедры культурологии Ереванского Государственного Университета Арсен Акопян
Аспирантка кафедры культурологии Ереванского Государственного Университета Эвия Ованесян

Результаты исследований в 2014 году

Полевые исследования

В 2014 г. в рамках проекта проводились исследования общин молокан, субботников и пятидесятников на территории Армении. В ходе полевых исследований записаны фокусированные и биографические интервью с представителями изучаемых конгрегаций; собраны сведения о религиозных практиках и ритуалах (в том числе методами включенного наблюдения); записаны памятники религиозного фольклора (легенды, песни, персональные нарративы религиозно-мифологического характера), проводился осмотр и фотографическая фиксация материальных памятников религиозной культуры. Собраны сведения об эволюции религиозных практик и нарративной культуры изучаемых конфессиональных общностей в условиях урбанизации и глобализации. Исследовано влияние миграционных процессов 1990-х – 2000-х гг. на религиозную культуру исследуемых групп. В ходе полевых исследований получены любопытные материалы о соотношении процессов урбанизации и трансформации религиозных практик в различных конфессиональных и этноконфессиональных группах. Некоторые из них (как, например, молокане) тяготеют к созданию устойчивых социальных и профессиональных сообществ, частично сохраняющих нормы традиционной аграрной культуры. Трансформация религиозных практик «народного христианства» в церквях евангельских христиан-пятидесятников, наоборот, может быть прочитана в терминах модернизации: акциональные практики, устная культура и семейные традиции уступают давлению письменности и индивидуальной рефлексии. «Дискурсы разрыва» и «нарративы обращения», характерные для пятидесятничества как глобального религиозного движения, в постсоветском контексте могут репрезентироваться при помощи демонстративного отказа от традиционных форм повседневной религиозной культуры, обеспечивающих существование и функционирование неформальных религиозных сетей внутри общины.

Семинар «Конфессиональные культуры в России и Армении в начале XXI в.»

В июле 2014 г. в Ереванском государственном университете был проведен совместный семинар «Конфессиональные культуры в России и Армении в начале XXI в.». В рамках семинара обсуждались теоретико-методологические и эмпирические вопросы конструирования религиозных идентичностей и практик в постсоветских культурах, трансформации религиозных практик в контексте урбанизации и миграционных процессов, формирования и эволюции этноконфессиональных идентичностей.

Тезисы докладов

Юлия Антонян (Ереванский государственный университет)
"Трансформация религиозных практик как результат миграционных процессов"
Доклад касается результатов полевой работы в одном из наиболее затронутых процессами трудовой миграции районов Армении – Гегаркуникском марзе. В процессе сбора полевого материала была сделана попытка проследить, как меняются локальные низовые религиозные практики под влиянием сезонных мигрантов, половину года проводящих в России и мигрантов, обосновавшихся в России и приезжающих на родину лишь периодически. В частности, было отмечено введение в практику дарения святым православных икон. На основании нарративов и визуального материала делается попытка определить диапазон значений и функций, ассоциирующихся с иконами. Заслуживает внимания трансформация религиозности мигрантов в контексте их маргинализации в стране трудовой миграции, в частности, в России и необходимости восстановления (в том числе, вероятно, и ритуального) утраченного социального статуса на родине. В частности, отмечается не просто возрастание степени религиозности, но и более материальные формы ее проявления – строительство святилищ и церквей, дароприношение, материальная поддержка церкви.

Александр Панченко (Институт русской литературы РАН / Санкт-Петербургский государственный университет)
"Евангельские христиане-пятидесятники в постсоветских культурах"
По справедливому замечанию М. Пелкманса, существующее представление о том, что религиозная жизнь в пост-социалистических обществах преимущественно состояла в возрождении подавлявшихся атеистическими режимами традиций, следует считать упрощенным и не вполне верным. Наиболее успешными в 1990-е гг. оказывались религиозные движения, «ориентированные на истину, мораль и представления о будущем, а не на традицию и ритуал». На первых порах ключевым понятием постсоветской религиозной культуры было, таким образом, обращение, что подразумевало акцентуацию не преемственности, а культурного разрыва. Однако, так сказать, контуры этого разрыва оказывались довольно разными: одни неофиты порывали с секулярной (псевдо)рациональностью советского типа, другие – с политическими метанарративами «империи зла», третьи – с повседневной жизнью индустриального города и символами техногенной цивилизации, четвертые – с социальными практиками эпохи распада СССР. В результате одни и те же религии могли (ре)конструироваться в рамках совсем не похожих друг на друга социально-идеологических проектов и, наоборот, сообщества, принадлежавшие к самым разным конфессиям и деноминациям, зачастую предлагали новообращенным сходные, если не идентичные, способы формирования новой и целостной «моральной личности», типы поведения, социально-экономические практики.
Доклад посвящен специфике конструирования «символической вселенной» и моральных императивов в культуре пост-советских пятидесятников. Несмотря на кажущееся культурно-стилистическое и религиозно-догматическое однообразие, пятидесятнические и харизматические церкви неизбежно тяготеют к своего рода «креолизации» и «локализации» – образованию специфических местных вариантов и форм религиозной культуры. Одна из важных составляющих идеологии и религиозных практик пятидесятничества – это, пользуясь выражением Джоэля Роббинса, своеобразный «дискурс разрыва», – подразумевающий радикальный отказ от определенной части культурных практик, идей и социальных норм, принятых в том или ином обществе. При этом вопрос о том, какая именно часть культуры-реципиента должна быть отвергнута как «негативная» и «бесовская», не имеет универсального решения. Вследствие этого локальные типы и варианты пятидесятничества могут существенно различаться даже в рамках одной страны. В докладе обсуждаются специфические формы религиозных практик и идеологии постсоветских пятидесятников, а также их соотношение с социально-экономическими трансформациями в различных государствах и культурах.

Арсен Акопян (Институт Этнографии и Археологии АН АР / Ереванский государственный университет
"Особености трансформации института «домашних святых» в семьях трудовых мигрантов"
В докладе обсуждается собранный полевой материал по так называемым «домашним святым» в семьях трудовых мигрантов Гегаркуникского марза. Особое внимание обращается на трансформацию функций домашних святых и практик, связанных с ними, в контексте сезонных миграций, разделения семей, разрывов прежних и создания новых социальных и родственных сетей как в Армении, так и в странах сезонного труда, в частности, – в России.

Александр Львов (Европейский университет в Санкт-Петербурге)
"Иудействующие в России на Южном Кавказе: от текстуальных сообществ к этноконфессиональным группам"
Во второй половине XVIII в. в рамках крестьянского иконоборческого движения в Воронежской губернии возникли сектантские группы, названные позднее молоканами, духоборцами и субботниками. Их отказ от официальной церкви и собственные религиозные практики основывались на собственных прочтениях Библии и других религиозных книг. Субботники, так же как молокане и, отчасти, духоборцы, в течение XIX в. были ориентированы не на выбор конфессии, а на исправление веры, и потому оставались открытыми к самым разным религиозным идеям, подтверждаемым библейскими текстами. Усвоение субботниками еврейских и/или караимских религиозных практик воспринималось ими как исправление своей веры и часто не сопровождалось формированием еврейской или караимской идентичности. С конца XIX в. и особенно в течение XX в. различные внешние факторы все чаще сталкивали субботников (так же, как молокан и духоборцев) с необходимостью определения себя в этноконфессиональных терминах.
В то время как молокане и духоборцы уже к концу XIX – началу XX в. оформились как отчетливо различимые этноконфессиональные группы, у субботников процесс поисков самоопределения остается незавершенным. Они используют множество самоназваний, ни одно из которых не является устойчивым: евреи, субботники, русские иудеи, геры, караимы и др.
Одним из факторов, повлиявших на неопределенность этноконфессиональной идентичности субботников, является отношение к ним еврейских общин, которое варьируется в широких пределах: от полного признания до полного непризнания субботников «своими». Другим фактором, значение которого предстоит исследовать, является региональная специфика.
Согласно тезису Н. Брейфогеля (Breyfogle), представленному в его монографии «Heretics and Colonizers» (2005), сектанты были «невольными колонизаторами», поддерживавшими важное для имперской власти русское присутствие в Закавказье. Т.е., отошедшие от православия и даже перешедшие в иудаизм сектанты оставались для властей «русскими» среди нерусского населения. Повлиял ли этот опыт на самоопределение субботников в Закавказье?

Эвия Ованнесян (Ереванский государственный университет)
"Повседневные сакральные практики армянских беженцев в поселении Мец Масрик как модель социального равновесия"
В докладе рассматриваются локальные нарративы и сакральные практики на территории села Мец Масрик (Гегаркуникский регион, Армения), которые, по-видимому, являются одним из способов установления некоторого социального равновесия между беженцами и местным армянским населением. Особенно интересно, как на основе довольно различного социально-структурирующего мемориального каркаса беженское и местное население в течении четверти века «(ре)конструирует» (т.е. строит по модели, заданной не прошлым, а нынешним обществом и культурой) и «(ре)интерпретирует» сакральные практики связанные с локальными «святыми» - средневековыми погребениями и надмогильными плитами. В процессе регуляции отношений между пришлым и местным армянским населением важную роль сыграли локальные религиозные практики, которые за четверть века перевели отношения «свой» - «чужой» между этими двумя группами в русло «социальной стратифицированности» (с маркером «престижность») в общей группе «свой».

Публикации по результатам проекта

Львов А.Л. Русские иудействующие // Евреи (серия «Народы и культуры»). М.: «Наука» (в печати).

Панченко А.А. «Дьявол не в санатории»: образы зла у постсоветских пятидесятников // Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге (в печати).

© 2017 Центр теоретико-литературных и междисциплинарных исследований. Все права защищены.   Условия использования  Соглашение о безопасности