Поиск
30 апреля 2017 г. ..:: Семинары » Стиль в ХХ веке » Убить Чарскую (28 - 29, 2009) ::..   Вход

«Убить Чарскую...»:
этические и поэтические парадоксы советского творчества для детей (20-е – 30-е годы)
28 - 29 сентября 2009

Уважаемые коллеги!
Группа теоретико-литературных и междисциплинарных исследований Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом)  совместно с Illinois Wesleyan University (США) планирует провести семинар, посвященный детской советской литературе и искусству: «Убить Чарскую...»: этические и поэтические парадоксы советского творчества для детей (20-е – 30-е годы).
 
Даты проведения – 28 и 29 сентября 2009 года.
Место проведения – Санкт-Петербург, наб. Макарова 4. Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом).
 
«Убить Чарскую, несмотря на ее женственность и мнимую воздушность, было не так легко», – этот оксюморон из известного доклада С.Я. Маршака на Первом всесоюзном съезде советских писателей, кажется, отражает одну из важных особенностей советского взгляда на творчество для детей. Пожалуй, ни в каких других областях искусства проекция революционной нравственности не дала результатов, столь разительно отступающих в представлениях сегодняшнего дня и эпохи классической литературы ХIХ века от некоей этической и поэтической нормы. В чем состоит эта специфика? Обусловлена ли она только идеологическими требованиями, предъявляемыми к литературной продукции в СССР в целом? Каковы механизмы влияния идеологии на творчество для детей? Какова роль общего фона гуманитарного знания, включая немарксистски ориентированные социологию, философию, психологию etc., в возникновении данного эстетического феномена? Действительно ли советское творчество для детей настолько уникально или его уникальность сродни «основному мифу» русской культуры о ее собственной исключительности – мифу, по логике которого и крайнее зло, и крайнее добро словно легитимируются самой их неповторимостью и непостижимостью как в глазах официальной идеологии, так зачастую и в глазах ее противников? насколько достоверен наиболее популярный миф об относительной свободе советской детской литературы? В рамках этого общего круга вопросов на семинаре предполагается рассмотреть следующие темы и проблемы:

·         идеология детства в советском искусстве;
·         поэтика творчества для детей;
·         жанровая специфика советской детской литературы
·         творчество для детей: практика и критика;
·         авангард vs. соцреализм в советском творчестве для детей;
·         адаптация чуждого опыта: западное искусство для детей, наследие классической литературы;
·         институты творчества для детей (сообщества детских писателей, детские библиотеки, искусство детей)
·         социология детства в эстетике: «дети советские» vs. «дети на западе»;
·         эстетическая «геополитика» детства: счастливые советские – чужие и несчастные.
·         детская психология и детская литература;
·         взрослые дети – инфантильные взрослые (проблема инфантилизма советской литературы);
·         любовь и секс в советском детстве;
·         технологии детства: творчество для детей и советская научная фантастика.
 
Регламент выступления: доклад – 20 мин, обсуждение – 10 мин.
Результаты работы семинара будут опубликованы в журнале «Русская литература» в виде хроники. Кроме того, после семинара мы надеемся опубликовать сборник работ его участников.
 
Проф. Марина Балина (Illinois Wesleyan University) mbalina@iwu.edu
Д.ф.н. Валерий Вьюгин (ИРЛИ РАН) valeryvyugin@gmail.com, vvyugin@mail.ru


 
 

ПРОГРАММА

 

(скачать)

Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом).
Санкт-Петербург, наб. Макарова 4.
Малый конференц-зал

28.09.2009 (начало в 10.00)

Сессия 1. Председатель – Марина Балина

Хеллман Бен
(Финляндия, Университет Хельсинки)
Л. Кормчий – основоположник советской детской литературы
Рудова Лариса
(США, Помона Колледж, Клермонт)
Экологическое сознание советской детской литературы 1930-х годов
Костюхина Марина
(Россия, Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцена)
"Вратарь республики" Л. Кассиля : к проблеме спортивного дискурса в советской детской книге

Кофе 12.00 – 12.30

Сессия 2. Председатель – Бен Хеллман

Путилова Евгения
(Россия, Российский государственный
педагогический университет им. А.И. Герцена)
Осип Мандельштам. "Все в трамвае". Детские стихи и судьба поэта
Литовская Мария
(Россия, Уральский
государственный университет)
Региональный журнал для детей в контексте советской периодики 1920-х – 1930-х годов: динамика идеологических приоритетов
Черный Борис
(Франция, Канский университет)
"Как стать хорошим советским еврейским ребенком" - анализ русско-еврейской литературы 20-30-х гг.

Обед 14.00 – 15.00

Сессия 3. Председатель – Костюхина Марина Сергеевна

Сажин Валерий
(Россия, Санкт-Петербург)
Даниил Хармс – авангардный детский писатель? (К проблеме яйца и курицы)
Абашева Марина
(Россия, Пермский государственный педагогический университет)
Семиотика девичьей инициации в ранней советской прозе
Вьюгин Валерий
(Россия, Пушкинский Дом)
Почему Маршак? (как стать детским классиком в советской литературе)

29.09.2009 (начало в 10.00)

Сессия 4. Председатель – Литовская Мария Аркадьевна

Трофимова Елена
(Россия, МГУ)
"Слухи о смерти оказались преждевременными" (творчество Лидии Чарской послереволюционного периода)
Де`Арканжело Роза
(Италия, университет "Ла Сапиенца")
"Барабан": шагаем с пионерами!
Богданов Константин
(Россия, Пушкинский Дом)
Клякса. Советская культура и уроки чистописания

Кофе 12.00 – 12.30

Сессия 5. Председатель – Богданов Константин Анатольевич

Типпнер Аня
(Австрия, Университет Зальцбурга)
Героическая биография как жанр детской литературы
Нечаева Мария
(Россия, Пушкинский Дом)
"Где голы короли – опасны дети..." , или в чём виноват Хармс?
Панченко Александр
(Россия, Пушкинский Дом)
Духовные калеки: дети в советском антирелигиозном дискурсе

Обед 14.00 – 15.00

Сессия 6. Председатель – Вьюгин Валерий Юрьевич

Карасик Михаил
(Россия, Санкт-Петербург)
Ударная книга. Фотоиллюстрации и фотомонтаж в книге для детей и юношества 1920-1930-х годов
Леонтьева Светлана
(Россия, Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусства)
Пионерская беллетристика в зеркале книжных серий 1920-х годов
Балина Марина
(США, Университет Уэсли в Иллинойсе)
Беспризорное детство в советской детской литературе 1920-х годов: к вопросу о жанровой специфике

 

© 2017 Центр теоретико-литературных и междисциплинарных исследований. Все права защищены.   Условия использования  Соглашение о безопасности