Мы ожидаем, что вопрос о термине позволит снова вернуться к обсуждению идей, уже укоренившихся в филологических исследованиях, к анализу проблем, которые, казалось бы, уже решены, и что это, в свою очередь, поможет четче высветить сущностные грани такого явления, как русский литературный авангард.
Предполагается – если говорить об исторических рамках, – что центром дискуссии станут два выделяемых условно периода русского литературного авангарда: ранний, «футуристический», и поздний, символом которого можно считать имя Д. Хармса.
Вопросы и проблемы, предположительно выносимые на обсуждение, таковы:
1. «Авангард» – границы термина (что понимать под авангардом? каково отношение между понятиями авангард и модернизм? между авангардом как эстетическим явлением и другими направлениями в русской литературе и культуре ХХ века: символизм, соцреализм и др.);
2. Генезис русского литературного авангарда, проблема самобытности и влияний со стороны европейского искусства, русский литературный авангард и проблема взаимодействия культур;
3. Эстетическая специфика авангарда (особенности авангарда в разных видах искусства, авангардизм как синтетическое искусство);
4. Литературный авангард как предмет истории культуры, междисциплинарный подход к изучению литературного авангарда;
5. Проблемы изучения творчества отдельных писателей и поэтов-авангардистов и их объединений в свете общей темы семинара.
Материалы семинара в журнале "Русская литература" 2009, № 2