Поиск
28 марта 2024 г. ..:: События ::..   Вход
theta

Новости. Скоро... 

 


Хроника... 

 

 «Что не запрещено, то разрешено». Эта юридическая формула, как известно, не всегда работает в культуре. Если говорить о советском искусстве, им управляли и его ограничивали  отнюдь не только решения съездов, постановления центрального комитета, рецепты официальной критики. Существовал неявный пласт, казалось бы, никем не запрещаемых, но большинством все же избегаемых тем, мотивов и самих способов письма. И это касалось не только тех, кто был приближен к власти: идеологические и эстетические оппоненты режима следовали своим стратегиям умолчания. Механизм имплицитного табу не тождественен автоцензуре, хотя и близок ей, ведь последняя, скорее всего, подразумевает какого-то рода  отклик на провозглашаемый запрет. Каковы эти имплицитные табу? Как они рождаются и функционируют? Насколько сильны? Эти вопросы предполагается обсудить на материале русской литературы ХХ века с привлечением широких контекстов других видов искусств и примеров других культур. Подробней...

Хроника семинара в журнале "Русская литература" 2010, № 1

  

 О соцреализме написано много. Обильное продуцирование текстов вокруг этого концепта, начавшееся с эпохи его утверждения в начале тридцатых годов минувшего столетия, прошло стадии до- и послевоенного становления, хрущевского послабления, «марксистско-ленинской» теории искусства брежневского времени и обернулось в конце концов  критическим пафосом перестройки в конце восьмидесятых... Спектр мнений о том, чем является социалистический реализм или о том, что им может быть названо, содержит и классическое признание его основным художественным методом советского искусства, и полное растворение его единства в многообразии индивидуальных стилей. О соцреализме написано слишком много, но можно ли признать, что властный эстетический феномен недавнего прошлого понят? В конце концов, кто был истинным соцреалистом?

  

Мы ожидаем, что вопрос о термине позволит снова вернуться к обсуждению идей, уже укоренившихся в филологических исследованиях,  к анализу проблем, которые, казалось бы, уже решены, и что это, в свою очередь, поможет четче высветить сущностные грани такого явления, как русский литературный авангард.
Предполагается – если говорить об исторических рамках, – что центром дискуссии станут два выделяемых условно периода русского литературного авангарда: ранний, «футуристический», и поздний, символом которого можно считать имя Д. Хармса.
Вопросы и проблемы, предположительно выносимые на обсуждение, таковы:
1. «Авангард» – границы термина (что понимать под авангардом? каково отношение между понятиями авангард и модернизм? между авангардом как эстетическим явлением и другими направлениями в русской литературе и культуре ХХ века: символизм, соцреализм и др.);
2. Генезис русского литературного авангарда, проблема самобытности и влияний со стороны европейского искусства, русский литературный авангард и проблема взаимодействия культур;
3. Эстетическая специфика авангарда (особенности авангарда в разных видах искусства, авангардизм как синтетическое искусство);
4. Литературный авангард как предмет истории культуры, междисциплинарный подход к изучению литературного авангарда;
5. Проблемы изучения творчества отдельных писателей и поэтов-авангардистов и их объединений в свете общей темы семинара.

Материалы семинара в журнале "Русская литература" 2009, № 2

  

Страница 7 из 7Первый   Предыдущий   2  3  4  5  6  [7]  Следующий   Последний   

© 2024 Центр теоретико-литературных и междисциплинарных исследований. Все права защищены.   Условия использования  Соглашение о безопасности