Поиск
29 марта 2024 г. ..:: Семинары » Стиль в ХХ веке ::..   Вход
theta

Цикл семинаров «Стиль в ХХ веке» проводится в Пушкинском Доме с 2005 года.
Руководитель: д.ф.н. Вьюгин В.Ю.


 

 

Скоро...

 

 


Хроника...

 

«Убить Чарскую...»: этические и поэтические парадоксы советского творчества для детей (20-е – 30-е годы)
«Убить Чарскую, несмотря на ее женственность и мнимую воздушность, было не так легко», – этот оксюморон из известного доклада С.Я. Маршака на Первом всесоюзном съезде советских писателей, кажется, отражает одну из важных особенностей советского взгляда на творчество для детей. Пожалуй, ни в каких других областях искусства проекция революционной нравственности не дала результатов, столь разительно отступающих в представлениях сегодняшнего дня и эпохи классической литературы ХIХ века от некоей этической и поэтической нормы. В чем состоит эта специфика? Обусловлена ли она только идеологическими требованиями, предъявляемыми к литературной продукции в СССР в целом? Каковы механизмы влияния идеологии на творчество для детей? Какова роль общего фона гуманитарного знания, включая немарксистски ориентированные социологию, философию, психологию etc., в возникновении данного эстетического феномена? Действительно ли советское творчество для детей настолько уникально или его уникальность сродни «основному мифу» русской культуры о ее собственной исключительности – мифу, по логике которого и крайнее зло, и крайнее добро словно легитимируются самой их неповторимостью и непостижимостью как в глазах официальной идеологии, так зачастую и в глазах ее противников? насколько достоверен наиболее популярный миф об относительной свободе советской детской литературы? Подробней...

  

 «Что не запрещено, то разрешено». Эта юридическая формула, как известно, не всегда работает в культуре. Если говорить о советском искусстве, им управляли и его ограничивали  отнюдь не только решения съездов, постановления центрального комитета, рецепты официальной критики. Существовал неявный пласт, казалось бы, никем не запрещаемых, но большинством все же избегаемых тем, мотивов и самих способов письма. И это касалось не только тех, кто был приближен к власти: идеологические и эстетические оппоненты режима следовали своим стратегиям умолчания. Механизм имплицитного табу не тождественен автоцензуре, хотя и близок ей, ведь последняя, скорее всего, подразумевает какого-то рода  отклик на провозглашаемый запрет. Каковы эти имплицитные табу? Как они рождаются и функционируют? Насколько сильны? Эти вопросы предполагается обсудить на материале русской литературы ХХ века с привлечением широких контекстов других видов искусств и примеров других культур. Подробней...

Хроника семинара в журнале "Русская литература" 2010, № 1

  

 О соцреализме написано много. Обильное продуцирование текстов вокруг этого концепта, начавшееся с эпохи его утверждения в начале тридцатых годов минувшего столетия, прошло стадии до- и послевоенного становления, хрущевского послабления, «марксистско-ленинской» теории искусства брежневского времени и обернулось в конце концов  критическим пафосом перестройки в конце восьмидесятых... Спектр мнений о том, чем является социалистический реализм или о том, что им может быть названо, содержит и классическое признание его основным художественным методом советского искусства, и полное растворение его единства в многообразии индивидуальных стилей. О соцреализме написано слишком много, но можно ли признать, что властный эстетический феномен недавнего прошлого понят? В конце концов, кто был истинным соцреалистом?

  

Мы ожидаем, что вопрос о термине позволит снова вернуться к обсуждению идей, уже укоренившихся в филологических исследованиях,  к анализу проблем, которые, казалось бы, уже решены, и что это, в свою очередь, поможет четче высветить сущностные грани такого явления, как русский литературный авангард.
Предполагается – если говорить об исторических рамках, – что центром дискуссии станут два выделяемых условно периода русского литературного авангарда: ранний, «футуристический», и поздний, символом которого можно считать имя Д. Хармса.
Вопросы и проблемы, предположительно выносимые на обсуждение, таковы:
1. «Авангард» – границы термина (что понимать под авангардом? каково отношение между понятиями авангард и модернизм? между авангардом как эстетическим явлением и другими направлениями в русской литературе и культуре ХХ века: символизм, соцреализм и др.);
2. Генезис русского литературного авангарда, проблема самобытности и влияний со стороны европейского искусства, русский литературный авангард и проблема взаимодействия культур;
3. Эстетическая специфика авангарда (особенности авангарда в разных видах искусства, авангардизм как синтетическое искусство);
4. Литературный авангард как предмет истории культуры, междисциплинарный подход к изучению литературного авангарда;
5. Проблемы изучения творчества отдельных писателей и поэтов-авангардистов и их объединений в свете общей темы семинара.

Материалы семинара в журнале "Русская литература" 2009, № 2

  


© 2024 Центр теоретико-литературных и междисциплинарных исследований. Все права защищены.   Условия использования  Соглашение о безопасности